Режиссёр Александр Птушко — фильмография

Фильмы Александра Птушко

1935 НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР (режиссер, автор сценария)

1936 ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА (оператор)

1939 ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК (режиссер)

1942 ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА (режиссер)

1942 СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА (пом.режиссера)

1944 ЗОЯ (режиссер)

1946 КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК (УРАЛЬСКИЙ СКАЗ) (режиссер)

1948 ТРИ ВСТРЕЧИ (режиссер)

1952 САДКО (режиссер)

1956 ИЛЬЯ МУРОМЕЦ (режиссер)

1958 САМПО (режиссер)

1961 АЛЫЕ ПАРУСА (режиссер)

1961 ДРУГ МОЙ, КОЛЬКА! (худ.рук.)

1964 СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ (режиссер)

1966 СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ (режиссер, автор сценария)

1967 ВИЙ (худ.рук., автор сценария)

1972 РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (автор сценария, режиссер)

Легенды мирового кино — Александр Птушко

ОСТРОВА – Александр Птушко

Родился 18 апреля 1900 года в Луганске.
В 1923-1926 годах учился в московском Институте народного хозяйства.
Работал театральным художником, журналистом, секретарём орготдела Союза строителей Москвы.
С 1927 года — режиссер, художник-мультипликатор, художник комбинированных съёмок киностудии «Мосфильм» (в 1944-1946 годах — директор киностудии «Союзмультфильм»).
С 1960 года — художественный руководитель творческого объединения детских фильмов при киностудии «Мосфильм». Режиссёр комбинированных съемок в фильмах «Секретарь райкома», «Парень из нашего города», «Зоя».
В 1932-1949 годах — и.о. профессора ВГИКа, заведующий кафедрой художественного факультета.

Режиссёр Александр Птушко вошел в историю киноискусства как новатор, экспериментатор и художник, постоянно находящийся в поиске новых уникальных возможностей кино.
До прихода в кино работал корреспондентом, был актером и художником-декоратором, конструктором кукол. Последняя профессия его заинтересовала особенно, и в 1928 году состоялся его дебют в качестве режиссера, на экраны вышел ряд мультипликационных фильмов с одним героем — неким Братишкиным, который со временем из кукольной фигурки превратился в графически-плоскую.

В 1932 году Птушко поставил первый звуковой объемный мультфильм «Властелин быта», но самой знаменитой и значительной работой режиссёра в 30-е годы стал фильм «Новый Гулливер», где мультипликационные персонажи сосуществовали с живым актером. В этой сложной постановке были сняты полторы тысячи кукол, причем разные не только внешне, но и «по характеру». Через 3 года режиссер повторил успех в работе с актёрами и куклами в фильме «Золотой ключик», где были применены более совершенные методы комбинированных съёмок. Птушко становится директором художественно-производственного объединения объёмной мультипликации на «Мосфильме».

Во время войны работал на Центральной объединённой киностудии (ЦОКС) в Алма-Ате, руководил трюковыми и комбинированными съёмками для ряда картин. С его участием создавались батальные сцены фильмов «Зоя», «Секретарь райкома», «Небо Москвы», «Парень из нашего города».
С 1946 года Александр Птушко приступил к постановке игровых фильмов. Он экранизирует сказки и былины. За первую же такую работу — «Каменный цветок» — режиссёр получил Государственную премию СССР и приз за цвет на I МКФ в Канне. Следующий фильм Птушко «Садко» завоевал «Серебряного льва» в Венеции, а исполнитель главной роли Сергей Столяров был причислен к лучшим актёрам мира полувековой истории кино.
В 1956 году выходит первый советский широкоэкранный фильм со стереофоническим звуком «Илья Муромец», где Птушко использует все новые и новые художественные средства киноискусства, где чрезвычайно убедительны батальные сцены, сокрушительной силы ветры, дремучие леса. Ещё большее впечатление произвёл на зрителей последний фильм Птушко «Руслан и Людмила», в котором наравне с главными героями действовали Говорящая голова, летающий карлик Черномор, гиганты и «невиданные» звери.

Александр Птушко занял уникальную нишу в отечественном кинематографе, но, к сожалению, достойную смену подготовить не сумел.

Народный артист СССР (1969).

Ушёл из жизни 6 марта 1973 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).



Комментировать